Рубрики • СИСТЕМЫ Журнал "Автозвук" •  № 10 / 2005

ТРОЕ ЗА РУЛЁМ

ВАЗ-2112, студия «Эклектик Аудио», руководитель проекта Виталий КАРЕВ

Эти трое всегда садятся за руль одновременно. Как только в водительском кресле оказывается владелец машины, там же норовят устроиться заказчик автозвуковой системы и руководитель проекта установки. Им там удобно и не тесно: все трое - один и тот же человек. Вылезут из машины все трое тоже одновременно, когда их место потребуется судье на соревнованиях.

ПУТЬ К ФИНАЛУ АВТОЗВУКОВОЙ СТРОЙКИ оказался для Виталия делом не быстрым, если не сказать, долгим. Нынешние очертания автомобиль и его начинка приобрели только после двух лет работы. Однако сухие цифры и долгожданная демонстрация результата - это не повод для рассуждений об автозвуковом долгострое. Просто мы, со своими блокнотами, компакт-дисками и фотоаппаратами, оказались рядом с Виталием и его машиной только через два года после того, как заводские панели первый раз покинули пространство «двенадцатого» кузова. И за это время промежуточных финалов было с десяток, если не больше. Причём финалов не только местного, студийного масштаба, когда один из вариантов системы покидал установочный бокс, но и других, публичных, которыми всегда заканчиваются сезоны соревнований. В этом сезоне Виталию прилюдно был вручён сотый кубок за призовые места в автозвуковых состязаниях с начала спортивной карьеры. В этой сотне есть и привезенный с финала Европы. Это язык доведёт только до Киева, а звук доводил Виталия и до Будапешта в прошлом году, и до Афин в году нынешнем, только бы на паспортном контроле компьютер не завис, как теперь модно. Об остальном Виталий позаботился: на финале чемпионата России он оказался победителем в двух классах (по SQ и ESPL), он же был признан лучшим спортсменом года, если не Кареву, то кому тогда вообще ехать на чемпионат континента?

Впрочем, вернёмся к будням. Надобность в машине у руководителя нынешнего проекта возникает по трём весьма веским причинам: 1) себя довезти, куда потребуется, 2) до соревнований доехать, где проводятся, 3) отдохнуть на природе, когда захочется. Пробеги получаются немалыми, поэтому пыточные, иначе не скажешь, кресла переднего ряда заводского происхождения уступили место аналогам марки UNP.

Другой деталью салона, которая потребовала почти немедленных действий, стала верхняя часть торпедо. Расположенная на стойках акустика самым грубым образом затенялась угловатым козырьком приборной панели, разламывая стереопанораму. Пришлось применить более современный заводской вариант «евро» с плавными формами. Любопытно, что позднее и в нём отпала необходимость, поскольку звуковые эксперименты с фронтом исключили передние стойки из перечня мест, одобренных для установки мидрейнджей.

Ещё одна задача, которая возникла по ходу работы со штатным кузовом автомобиля, является практически стандартной операцией. Акустическая подготовка металлических панелей для придания им благородных с точки зрения звука свойств коснулась практически всех деталей кузова. Оставленный было в естественно диком состоянии капот в самое ближайшее время должен завершить цикл работ, который у автомобильных жестянщиков имеет меткое определение «по кругу».

Из других работ, которые не имеют прямого отношения к автомобильному звуку, но служат его украшением, Виталий счёл необходимым провести полную переделку салона, от пола до потолка, только эти две поверхности и оставив в первозданном виде. Подсветка приборной панели «синхронизирована» по цвету с иллюминацией головного устройства, а газоразрядные лампы головного освещения выбраны с цветовой температурой, дающей заметный оттенок синевы в световом пучке. Финалом «синих» доработок стала распорка, установленная под капотом автомобиля. Надо сказать, что её цвет производит сильное впечатление на тех, кто по долгу службы проверяет номера кузова и двигателя, это обычно народ с тонкой и ранимой душевной организацией.

Базовая версия «двенадцатой» модели претерпела ещё целый ряд изменений, которые весьма далеко отодвинули её возможности, особенно по части звука, от конвейерного аналога. Но говорить о них в отрыве от схемного решения системы не имеет смысла, поэтому к нему-то немедленно и перейдём.

Владелец, заказчик и руководитель проекта, ни минуты не колеблясь, решили, что для всех трёх способов употребления автомобиля привычного стереозвука хватит с лихвой. Никаких мультимедийных чудес, центральных каналов и другого сурраунда, только трёхполосный фронт и сабвуфер, два усилителя и головное устройство с процессором. Комплект изначально с чемпионским замахом, если принять во внимание раздельное усиление во всех четырёх полосах.

Исходный звуковой сигнал формируется и обрабатывается, не выходя из-под шильдика Pioneer, CD-ресивер DEX-P9R действует во вполне предсказуемой связке с процессором DEQ-P9. Штатный кабель оптической природы, которым традиционно соединяют оба блока для передачи сигнала в цифровом виде, заменён коаксиальным электрическим. Виталий считает, что цифровые ошибки, набегающие в оптике на высоких частотах, у коаксиального варианта существенно ниже, поэтому установка двух новых адаптеров взамен оптоэлектронных была записана в перечень работ без всяких сомнений.

Поскольку конфигурация системы подразумевает фильтрацию сигнала и его деление по полосам силами процессора, кроссоверы двух слегка «твикнутых» усилителей Oris не понадобились. В каналах высоких частот диапазон ограничен фильтрами не только снизу, на 4 кГц, но и сверху, на 20 кГц, что встречается крайне редко. Смысл такого решения довольно прост: ни к чему заставлять твитеры работать на воспроизведение ультразвуковых гармоник, порождённых нелинейностью тракта воспроизведения. Самих гармоник, разумеется, услышать нельзя, но они при нехорошем стечении обстоятельств могут породить комбинационные тона в звуковом диапазоне. В общем, от греха подальше.

В каналах средних частот настройки более или менее обычные, полоса составляет 315 - 4000 Гц. Диапазон фронтальных басовиков примыкает к среднечастотному на тех же 315 Гц, а вот его нижняя граница установлена смело и решительно: на 50 Гц. В результате практически весь музыкальный контент играется фронтом, на суббасовую полосу отведено всего лишь четверть сотни герц в пределах между 25 Гц (сабсоник) и 50 Гц (ФНЧ). Крутизна спада АЧХ всех фильтров составляет 24 дБ/окт.

Сформированные в процессоре четыре полосы поступают по межблочным кабелям на четыре пары каналов усиления, размещённых в двух корпусах под маркой Oris. Каналы малой мощности ВЧ и СЧ-диапазонов обслуживает один усилитель, который, работая в щадящем по току режиме, сохраняет высокую стабильность питающих напряжений и низкий коэффициент гармоник, что особенно важно для голосового диапазона, в котором нелинейные огрехи наиболее заметны. В каналах большой мощности, басовом и сабвуферном, работает другой усилитель, питая суббасовую головку в мостовом режиме.

Акустика фронта комбинированная, она составлена из двухполосного комплекта Oris PS-16.2, дополненного среднечастотником AD M 35 NEO. К сабвуферному мосту подключена 25-сантиметровая головка Oris ASW-1044, оснащённая двумя 4-омными звуковыми катушками. Гибкостью конструкции динамика Виталий пользуется на соревнованиях, когда включает катушки последовательно на 8 Ом для этапов SQ и на 2 Ом параллельно - на ESPL. Удобство коммутации обеспечивают две пары кабелей, которые выведены из корпуса суббасового динамика.

Акустическое оформление саба - тоже двойного назначения и может быть либо закрытым ящиком объёмом 20 л, либо фазоинвертором с 14-сантиметровым портом диаметром 10 см, который закрывается специальной пробкой. Процессор процессором, а динамик в оформлении - финальное звено аудиотракта, методы управления им - специфические.

Монтаж и ориентация в пространстве акустических компонентов были подчинены единственной цели - создать монопольную звуковую панораму для троих: заказчика системы, владельца машины и руководителя проекта. К счастью, все трое по условиям задачи сидят на одном и том же водительском месте. Пробный вариант размещения среднечастотных динамиков AD на передних стойках, который вызвал к жизни замену торпедо, был отправлен в корзину как неудачный. Получившаяся стереопанорама была хоть и равномерной, но слишком узкой, зажатой между стойками. В позднейшей редакции системы серединки перекочевали на основания дверных зеркал, в специально оборудованные корпуса объёмом около 1 л. Объём, несоразмерный габаритам оснований, удалось оформить с помощью гофрированных «хоботов», выпущенных под обшивку в полость двери и залитых эпоксидной смолой до необходимой жёсткости. Правый и левый излучатели расположены по-разному, оба строго смотрят на водителя. (Хотел написать «смотрят строго на водителя», но получилось даже лучше.)

Оставшиеся на передних стойках твитеры размещены на уровне ушей троих собравшихся на водительском месте и повторяют пространственную ориентацию мидрейнджей. Со всей строгостью.

Мидбасовые динамики фронта смонтированы на MDF-проставках без учёта их диаграммы направленности, что вполне позволительно в диапазоне частот, где они работают. Главное, что повлияло на их положение, это форма нового интегрированного кармана двери. К обустройству самих дверей Виталий подошёл очень тщательно, отказавшись от быстрой заделки технологических окон в дверях жёсткими вибродемпферами. При всей практичности такое решение не создаёт необходимой жёсткости акустического экрана, допуская на определённых частотах акустическое короткое замыкание. Поэтому все окна «зашиты» вставками из 3-миллиметрового алюминиевого листа.

Корпус саба интегрирован в багажную инсталляцию и выполнен из MDF толщиной 20 мм. Изнутри он оклеен в два слоя листами STP, «Вибропластом» и «Сплэном», никакой набивки внутреннего объёма авторским замыслом не предусмотрено. Установленные по бокам от сабвуферного ящика усилители составляют вместе с ним монолитную конструкцию, которая закрывает напольную нишу для запасного колеса. В ранних версиях системы Виталию приходилось возить запасное колесо на заднем сиденье и таскать его с собой в гостиницу, когда машина выезжала на соревнования в другой город.

В конце концов родилось изящное решение, позволившее устранить этот казус навсегда. Для этого оказалось вполне достаточно просто сдвинуть усилители и сабвуфер в глубь багажника. И сейчас запаска совершенно свободно помещается за спинкой заднего дивана, будучи немного утопленной в свою же нишу на полу. А оставшаяся свободная часть ниши под сабом прекрасно вмещает все необходимые в дальней дороге автомобильные пожитки. Получилось простенько и со вкусом.

Наша встреча состоялась ещё до российского финала соревнований 2005 года, а в печать её итоги попали, когда фамилии чемпионов России уже были известны. Одна из них - Карев. Предсказать, окажется ли она же, в латинском написании, в почётном списке еврочемпионов, не возьмёмся, гадание не совсем наш профиль. Однако можем с ответственностью заявить, что возможностей для этого и у всех троих, сидящих за рулём этой машины, более чем достаточно. Дело за банальным спортивным счастьем, одним на всех троих...

Чтобы поправить заводской дизайн машины, пришлось изрядно постараться

Для управления CD-ресивером задействованы оба пульта, в том числе и рулевой

Новые дверные карманы обрамляют мидбасовые динамики

Головное устройство смонтировано штатно, в центральной консоли

Однолитровый объём для мидрейнджей создан дополнительной трубой за обшивкой

Подиумы твитеров на стойках задают направление оси строго на водителя

Сабвуферный ящик оборудован портом фазоинвертора с притёртой пробкой

Моноблок из усилителей и саба почти целиком заполнил собой багажник

Запасное колесо лежит почти на месте, захватив часть положенной ему ниши

 

Когда мы встречались с Виталием Каревым, машина только-только приобрела свой окончательный вид, поэтому финальная её настройка была ещё впереди. Тем интереснее было познакомиться с характером звучания компонентов, ещё не замаскированным коррекцией АЧХ и временными задержками. По такому случаю тестовым диском стал «Аудиодоктор FSQ». Первый трек порадовал отличными собранными низами, умеренной подачей средних и высоких частот. Женский вокал показался излишне смягчённым. Аплодисменты 8-го трека прозвучали полноценно и убедительно, но несколько приглушённо, как будто в заполненном буквально до отказа большом зале. Любопытно, что 9-й трек с барабанами наконец-то удалось послушать в задуманном авторами диска варианте, к стереопанораме трудно придраться. Микродинамика (10-й трек) системы оказалась на высоте, а соло ударной установки было весьма и весьма правдоподобным. Я бы, пожалуй, лишь немного «заострил» атаку малых барабанов. Подача блюза (11-й трек) свободная, с приятной детализацией. Турецкий барабан 14-го трека слышен очень чётко, как будто это не бонусный трек, посильный лишь избранным, а так, на каждый день.
ТИП СИСТЕМЫ
аудио
СОСТАВ
3-полосный фронт + сабвуфер
ИСТОЧНИК
Pioneer DEX-P9R
ПРОЦЕССОР
Pioneer DEQ-P9
УСИЛИТЕЛИ
Oris
АКУСТИКА
AD M 35 NEO, Oris PS-16.2
САБВУФЕР
Oris ASW-1044

АЧХ системы, разумеется, радикально меняется в области нижних частот в зависимости от того, «включён» ли фазоинвертор в сабвуфере. Если пробка, закрывающая выхлоп тоннеля, вынута, получается характеристика с явным доминированием полосы частот вблизи 50 Гц, что, конечно, не совсем по-аудиофильски, зато служит залогом успешного выступления на ESPL. Что и получило очередное подтверждение на финале России. Превратившись же в закрытый ящик, сабвуфер умеряет свой пыл на «колбасных» частотах и играет как положено для SQ: ровно и с достоинством. Ещё две особенности поведения частотной характеристики заслуживают упоминания. Во-первых, даже при задействованном фильтре-сабсонике АЧХ с сабвуфером в варианте ЗЯ остаётся очень живенькой и на частоте 20 Гц, у ФИ она падает, разумеется, быстрее.

Вторая особенность, объяснения которой у нас нет: при неограниченных возможностях коррекции Виталий счёл более целесообразным оставить заметный выброс на АЧХ мидбаса в районе 100 - 150 Гц. Так, значит, на слух оказалось лучше. Это тоже получило подтверждение. Там же...

Рубрики • СИСТЕМЫ Журнал "Автозвук" •  № 10 / 2005